РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

В последнее время отмечается увеличение числа детей с проявлениями дезадаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Возрастной период 3-х лет, является не только кризисным для развитии личности и нервной системы, но и сензитивным периодом для развитии речи.  Это обуславливает актуальность выявления влияния речевого развития дошкольника на его адаптацию к новым социально-психологическим условиям.

Детский возраст имеет важное значение для формирования процесса социальной адаптации человека. Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, в качестве адаптирующего фактора выступает уже не только семья, но и коллектив сверстников, который является простейшей моделью реализации конечной цели адаптации – интеграции в общество. В этот момент коллектив становится центральным звеном связи между личностью и обществом. В процессе общения со сверстниками происходит накопление социального опыта, являющегося основой социально-психологической адаптации.

Трудности принятия новой социальной роли и вхождения в новую социальную ситуацию обусловлены как причиной, вызвавшей ту или иную патологию, так и следствием нарушенного развития. Большинство исследователей указывают на трудности социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта, психопатоподобными состояниями, задержкой психического развития, детским церебральным параличом, дефицитарным развитием, речевой патологией и др. Причинами дезадаптации у детей с проблемами в развитии выступают как первичные, так и вторичные отклонения, а также неблагоприятные социальные факторы (нарушения родительско-детских отношений, неправильный стиль воспитания и пр.).

В. А. Ковшиков, А.Н. Корнев, Е.В. Мастюкова отмечают, что у детей с речевыми расстройствами наблюдаются отклонения в психическом развитии. Но существует и обратная зависимость. Так, Г. А. Волкова выявила речевые особенности у детей с психической депривацией. Возраст 6 – 7 лет является кризисным для развития личности и центральной нервной системы, сензитивным периодом для речевого развития и критическим для функционирования адаптационных механизмов. Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между уровнем речевого развития и особенностями адаптации.

Речевая деятельность является одним из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

Среди учеников с более сильно выраженными нарушениями речи, преобладают негативные эмоции, связанные с посещением школы. Зачастую, у первоклассников с осложненными речевыми расстройствами и нормальным речевым развитием, имеющих неврологические нарушения, нет положительных изменений в эмоциональной сфере в период адаптации. Положительная динамика (смена негативного отношения к школе на амбивалентное, негативного или амбивалентного – на положительное) наблюдается у детей с нормальным речевым развитием, не имеющих отягощенности со стороны неврологии, и у учащихся с функциональными нарушениями речи.

Дети с различными видами речевых нарушений представляют собой группу риска по развитию тревожно-фобических состояний, поскольку окружающий мир преломляется ими через не только незрелые, но и дефицитарные  сенсорные и эмоциональные структуры.

Любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности.

У детей с речевой патологией преобладают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напряжённость, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. Исследователи говорят о фиксированности таких детей на своём дефекте и разном эмоциональном отношении к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

В коррекции ситуативной и личностной тревоги успешно используются когнитивно-поведенческие стратегии. Для повышения эффективности коррекции в детском возрасте необходимо использовать методы ориентированные на изменение семейной среды (участие родителей в детско-родительских терапевтических группах; обучение и консультирование родителей; обучение воспитателей навыкам эффективного общения). А также проведение специальных психологических занятий, снижающих интенсивность тревоги детей, коррекционные методы, направленные на формирование активной жизненной позиции личности.

Адаптация ребенка с речевыми нарушениями в окружающую социальную жизнь зависит не только от объективных причин: потребности, направленности и мотивации к речевому общению, уровня сформированности речевой деятельности, но и от активной оптимистичной жизненной позиции родителей. Ранняя реабилитация возможно при понимании родителями важности своевременного обращения к специалистам. Большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в помощи специалистов разного профиля: логопеда, психолога, воспитателя, детского психиатра, невролога; а также консультациях сурдолога, окулиста, эндокринолога, врача-генетика.

Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми, а также низкий уровень развития самооценки. Заикание (как никакое другое речевое нарушение) вызывает особенно острое эмоциональное реагирование индивидуума на свой дефект. Можно полагать, что это связано с отсутствием ясных, понятных и конкретных причин его возникновения. Действительно, помимо речевых трудностей, заикающийся человек не испытывает каких-то физических или интеллектуальных недостатков.

Речь, как основное средство общения, развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при детском церебральном параличе имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ринолалией процесс социальной адаптации зависит от  уровня критичности детей к собственному нарушенному звукопроизношению. При отсутствии критики к самому себе такой ребенок спокойно адаптируется в детской среде, хотя дети с речевой нормой мало общаются со сверстниками с ринолалией. А дети с выраженным критичным отношением к своему дефекту плохо адаптируются в социальной среде и плохо взаимодействует не только с детьми, но и со взрослыми.

Таким образом, можно отметить, что дети имеющие нарушения речи имеют специфические нарушения социальной адаптации и благоприятная речевая среда, своевременное выявление нарушения, правильно организованная коррекционная работа, взаимодействие всех специалистов, создает у ребенка эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении как со взрослыми так и со сверстниками, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, тем самым облегчая протекания адаптации детей с нарушениями речи к условиям окружающей среды.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

 

Просмотры Всего: 65, сегодня: 3

Comments are closed