Гость сайта — Венера Коробкова, канд. пед. наук, доцент, декан факультета правового и социально-педагогического образования ПГГПУ

Венера Викторовна, наша организация приступила к реализации проекта «Город красивой речи»: команда логодесанта в сорока трех территориях проведет диагностику детей, и проверит уровень развития речи. Успешно развитая речь влияет на многие факторы — это и освоение программы, чтение и письмо. Уже сегодня мы понимаем, что и причины задержки развития речи разные, и соответственно, это разные диагнозы и разная программа восстановления. Сейчас мы часто слышим о таком понятии как дислексия. Что это такое и как распознать у ребенка дислексию в дошкольном возрасте.

Дислексия это особенность восприятия человеком знаковой системы (букв, цифр), связанная с трудностями ее распознавания и наличием образного мышления, в связи с чем ребенку сложнее удается освоить навыки чтения, письма и счета.

Если вам, как и мне, знакома ситуация, когда:

  •  ваш ребенок позже, чем остальные дети начал говорить;
  • ему было трудно шнуровать ботинки и застегивать пуговицы;
  •  ему сложно давалось знакомство с буквами и цифрами;
  • он медленно читает,
  • очень неразборчиво пишет с ошибками;
  • при этом, вы не жалеете сил и времени заниматься с ним, но результата нет, то спешу Вас поздравить, возможно – ваш ребенок имеет генетическую особенность восприятия информации (дислексию),

 Такая особенность, по статистике, есть у каждого десятого человека и ее  часто называют болезнью гениев: Стив Джобс, Билл Гейтс, Альберт Эйнштейн,  Уолт Дисней, Уинстон Черчилль, Генри Форд и многие другие — в числе дислектиков.  

 То есть,  как минимум каждый десятый человек рядом с нами по-другому видит текст, по-другому пишет, слышит или считает?

  Совершенно верно, причем у каждого из этих явлений есть свое название (может вы слышали о них от невролога, психолога или логопеда: дисграфия, дискалькулия, а также синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Все вместе их принято обозначать термином «дислексия», под которым также понимаются и конкретные трудности с чтением.

Это как-то влияет на интеллектуальные способности ребенка и его развитие.

Хочу отметить, все исследования говорят о том, что такого рода сложности  с освоением чтения и письма, особенно в начальных классах, никак не связаны с интеллектуальными способностями, а скорее свидетельствуют об их более высоком уровне: у дислектиков больше развито правое полушарие головного мозга, отвечающее за креатив и способность к аналитике. 

Насколько распространена информация о дислексии? Ведь часто родители, столкнувшись с приведенными симптомами у своего ребенка, начинают паниковать, винят себя. Им часто говорят, что ребенку надо в коррекционную школу.

К сожалению, сегодня у нас о дислексии толком никто ничего не знает. Есть несколько авторитетных специалистов в Москве и Петербурге, работы которых переводятся на иностранные языки, но это никак не влияет на обучение школьников с дислексией в массовой педагогической практике. В наших школах детей с дислексией считают просто нерадивыми и ленивыми учениками. В российской системе образования тот факт, что ты медленно читаешь, некрасиво пишешь с большим количеством ошибок, влияет на успеваемость больше, чем общий кругозор ребенка и его креативность.  В нашей школе отсутствует то, что считается нормой во многих зарубежных странах: 

  • массовая диагностика дислексии у детей перед поступлением в школу,
  • специализированные центры со специалистами готовыми помочь ребенку-дислектику с освоением чтения и письма,
  • профессиональная подготовка учителей начальных классов к созданию условий для эффективного развития таких детей.

И все-таки, какой выход? Коррекционная школа?

Такие дети не нуждаются в отдельных коррекционных классах, т.к. интеллектуальный уровень у них порой выше, чем у остальных и они хотят чувствовать себя успешными в ряду со сверстниками. Им важно понимание со стороны учителя их проблем с чтением и письмом, а также особый подход к оцениванию результатов его трудов (им требуется больше времени для прочтения задания и оформления письменного ответа).

Коррекционная работа по исправлению ситуации с чтением и письмом возможна на специальных занятиях с логопедом или психологом-специалистом в области проблем дислексии. Это занимает не так много времени и возможны варианты: 1) систематические занятия 2-3 раза в неделю, и/или 2) метод погружения (разработаны пятидневные курсы с 6-ти часовым рабочим днем по методу Р. Дейвиса). По итогам такой работы дислексия у ребенка не исчезает, но дети находят свой способ читать и писать и быть успешными в обучении.  Самое главное: для деток-дислектиков очень важен особый – любящий, заботливый, поддерживающий и помогающий подход в семье и классе со стороны учителей и родителей, для того чтобы не падала самооценка ребенка и его уверенность в себе.

  Что Вы посоветуете родителям, которые столкнулись с этой проблемой?

Родителям ребенка с дислексией очень важно начать, как можно раньше, развивать творческие (актерские, музыкальные, художественные, спортивные, хореографические, исследовательские, технические) способности ребенка в системе дополнительного образования.

А еще я бы посоветовала всем родителям и учителям посмотреть художественный фильм «Звездочки на земле» о мальчике, имеющим проблемы дислексии. Просмотр фильма поможет родителям понять своего ребенка, и ЛЮБИТЬ его таким, какой он есть, а учителям, почувствовать переживания маленького человека в ситуации, когда ему сложно и он нуждается в защите, поддержке, а вместо этого встречается с наказанием и  отверженностью.

Всем родителям мы напоминаем, что в ближайшее время на сайте появится график работы выездных логодесантов и координаты для записи. Если у вас есть вопросы конкретно по дислексии, пишите на почту mpk59@yandex.ru с пометкой «Для Венеры Викторовны».

Проект «Город красивой речи» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Просмотры Всего: 106, сегодня: 16

Comments are closed