Шрифт:
Междустрочный интервал:
Межбуквенный интервал:
В рамках проекта «С детьми не разводятся», поддержанного Фондом президентских грантов, психологи изучили восприятие детьми семьи в ситуации развода. Мы приводим несколько наиболее характерных рисунков и комментариев психологов в ним. Как мы видим, в довольно обычных с виду рисунках скрыта довольно глубокая информация о чуствах и переживаниях, переданная детьми карандашом.
В восприятии девочки значимый, авторитетный член семьи – мама. Мама несколько замкнута, эмоционально отстранена, закрыта. Девочка присоединяется к маме эмоционально, опирается на нее мнение. Папу исключает из семейной системы. При этом девочка больше испытывает чувство привязанности к среднему брату (сама она младшая в семье). Старшего брата воспринимает как более дальнего. Возможно, со старшим братом они нечасто общаются. Себя девочка считает важным членом семьи.
Стремится к радости, доброжелательности, хочет, чтобы все было хорошо, положительно переживает свою становящуюся женственность. При этом девочке в текущей жизненной ситуации не хватает опоры под ногами, понимания ситуации. Может наблюдаться уход в защитное фантазирование, за которым скрываются переживания страха, тревоги; возможно наличие внутренних противоречий и конфликтов. Для семьи характерны общие признаки: некоторая закрытость от внешних контактов, осторожность. Существует недостаток в ощущении твердой почвы под ногами.
Самым значимым членом семьи для мальчика является мама. При этом ребенку не хватает теплых, эмоционально-близких отношений с ней; они проникнуты тревогой и беспокойством. Между папой и мамой отношения дистантные. Папа ближе к старшей дочери и ее семье. Вероятно, развод между родителями. Но, похоже, что недостаток близости с мамой и папой компенсируется включением в расширенную семейную систему. В восприятии мальчика его семья — большая. Это и мама, и папа, и взрослая сестра с мужем и детьми, и домашние животные. Для ребенка семья важна, он считает себя ее частью, хочет быть принятым и похожим на членов семьи. При этом объективно присутствует недостаток неформального общения с членами семьи. Мальчик может чувствовать себя незамеченным другими и переживать, что ему трудно найти свое место. Он хочет быть ближе родным людям, чувствовать расположение, внимание, но переживает отвержение. Потребность в принятии и близости не удовлетворяется, одиночество труднопереносимо, и тогда ребенок защищается от переживаний тем, что стараться говорить и думать, что все хорошо. Возможно, что существует внутренний запрет (и семейный) на выражение потребности во взаимозависимости, проявление чувств и слезы. В целом, для семьи характерна общая напряженность, нестабильность. Переживания небезопасности, враждебности среды могут способствовать усилению тревоги у ребенка и одновременно попытку подавить ее, отсюда может возникать состояние общей подавленности. Скорее всего, мальчик находится в состоянии сильного стресса, уровень тревоги значительный, могут быть проявления импульсивности и агрессивности. Могут наблюдаться трудности с обучением.
В восприятии мальчика мама является центром семейной системы. Она держит обоих детей за руки, что свидетельствует об эмоциональной связи между ней и ее детьми. Отмечаются признаки сплоченности, расположения друг к другу. Вместе с тем семья может восприниматься ребенком как отвергаемая, покинутая, обесцененная. Много тревоги по этому поводу. Папа исключен из семейной системы. Существует недовольство положением дел в семье. В связи с этим могут отмечаться подавленные состояния. Эмоции по поводу ситуации в семье могут оставаться не проговоренными. Можно также отметить наличие признаков эмоциональной нестабильности, отсутствие чувства защищенности и безопасности, избегание новых переживаний, регрессивное поведение у мальчика. Возможны трудности в обучении и в освоении бытовых навыков.
Развод состоялся чуть более полугода назад по причине того, что папа злоупотребляет алкоголем. Мама создала новую семью, родила сестренку. Мальчик любит сестренку, но ревнует к вниманию мамы. Ревнует также маму к её новому мужу, стал груб по отношению в родственникам, вспоминает как играл вместе с папой, хочет, чтобы семья восстановилась. В восприятии мальчика значимый, авторитетный член семьи – мама. Мама общительная, подвижная, открытая. Она много времени и внимания уделяет младшему ребенку, буквально не спускает с рук. Отчим (отец сестренки) принят мальчиком в семейную систему. Воспринимается мальчиком как настойчивый, иногда упрямый, но при этом беспокойный. Сам мальчик подвижный ребенок, также настойчив, порой проявляет упрямство. По значимости сейчас занимает последнее место в семье. Эмоциональное состояние ребенка крайне напряженное, много тревоги, беспокойства, возможно наличие внутренних противоречий и конфликтов.
В восприятии девочки значимый, авторитетный член семьи – мама. Мама открытая, общительная, веселая, с чертами демонстративности, любит быть на виду, в центре внимания. Папа активный, деятельный. Вероятнее всего, что девочка также отличается подвижностью, считает себя похожей по темпераменту, характеру на папу. Члены семьи эмоционально близки. При этом девочка больше испытывает чувство привязанности к папе и сестренке.
Для семьи характерны общие признаки: наличие тревожности, чувства неуверенности и неустойчивости, беспокойства. Члены семьи не всегда слышат друг друга, не восприимчивы к критике, отсутствует заинтересованность в окружающей информации.
В семье был развод, когда девочка была маленькая, старший брат остался жить с папой, в новой семье девочка воспринимает отчима как отца. В восприятии девочки значимый, авторитетный член семьи – мама. Мама общительная, но при этом беспокойная, эмоционально напряженная, неустойчива. Папа в восприятии девочки говорливый, зависимый, чувствительный. Он тревожный, на рисунке выглядит напуганным и беспокойным, хватается за голову, эмоции трудно поддаются контролю. Девочка активная, подвижная, любит быть в центре внимания, считает себя важным членом семьи. Отношения в семье лишены эмоциональной близости, фон настроения достаточно напряженный.