Шрифт:
Междустрочный интервал:
Межбуквенный интервал:
Как всегда, полная запись, и 4 специалиста принимают детей одновременно. Мамы, выходя , обсуждают друг с другом полученную информацию.
В ходе реализации проекта мы часто получаем вопросы: А зачем? А для чего? А как?
Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Речь — это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.
Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте:
Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.
Кстати, у детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.
У нас часто спрашивают, можно ли самостоятельно провести диагностику? Можно. Если провести анализ навыков.
В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:
1. Пониматьдиагностика речевого развития детей дошкольного возраста значение антонимов и синонимов.
2. Использовать в речи многозначные слова.
3. Сравнивать слова по признакам предметов.
4. Объединять названия животных с названиями детенышей.
5. Пользоваться глаголами в повелительном наклонении.
6. Изменять падежи, род, числа существительных.
7. Строить разные по сложности предложения.
8. Рифмовать слова, часто не имеющие смысла.
9. Контролировать интонацию, скорость речи и силу голоса.
10. Пересказывать и составлять рассказы по картинкам, делая собственные выводы.
11. Использовать вежливые слова.
В старшем дошкольном возрасте дети способны:
1. Подбирать подходящие по смыслу слова.
2. Использовать в речи слова с диагностика речевого развития детей дошкольного возраста похожими и противоположными значениями.
3. Различать обобщающие понятия.
4. Использовать и искать однокоренные слова.
5. Создавать сложные формы как повелительного, так и сослагательного наклонения.
6. Составлять предложения разных видов.
7. Различать парные звуки.
8. Контролировать силу голоса и интонацию.
9. Искать похожие по звучанию слова.
10. Составлять рассказы.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.
Марина Никольская, координатор проекта «Город красивой речи»: «Если есть сомнения, то проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Вместе в тем, более глубокую и точную диагностику все равно должны проводить специалисты, которые применяют специальную методику, с учетом возраста ребенка».
Проект «Город красивой речи» реализуется Региональной общественной организацией Многодетные пермского края» при поддержке Фонда президентских грантов.
Руководитель проекта : Ермакова Ирина Сергеевна, председатель РОО «МПК»
Руководитель группы логопедов: Тверская Ольга Николаевна, зав .кафедрой логопедии Пермского пед. университета.