Задержка речевого развития ребенка и ответственное родительство в воспитании таких детей

ОСАНКА, УЛЫБКА И РЕЧЬ — вот, на что нужно обращать внимание каждому родителю при воспитании своих детей, если они хотят, чтобы те добились успеха, расположения в обществе, самоутвердились и просто нравились самим себе.

В рамках реализации социального проекта «Город красивой речи» активно ведется работа  в муниципалитетах Пермского края с целью поведения диагностики у детей в возрасте от 2,5 до 7 лет на предмет оценки уровня развития речи.

Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки.

Появление в семье ребенка с какими-либо отклонениями всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития ребенка, либо неприятие рекомендаций специалистов в этом вопросе, нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций. А ведь еще Л.С.Выготский говорил о том, что построение и формирование высшей психической деятельности (а речь, как известно, входит в неё составной частью) совершается в процессе социального развития ребенка.

Семья, как один из важнейших социальных институтов общества, оказывает огромное влияние на формирование этих процессов. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в детском саду не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является вооружение родителей адекватными способами коммуникации, их готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание важности и необходимости этого, наличие обратной связи со стороны родителей, оказание помощи взрослым в создании комфортной для развития ребенка семейной среды.

Формы и содержание работы с родителями определяются степенью их готовности к сотрудничеству. Для семей с низким уровнем такой готовности самым продуктивным является индивидуальное консультирование. В его рамках важным является создание доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Важна эмоциональная поддержка, сочувствие, расположение родителей к себе. В ходе индивидуального консультирования можно и нужно демонстрировать конкретные факты, отражающие уровень актуального развития ребенка. Также необходимо привлекать родителей непосредственно к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком, совместно с ними обсуждать ход и результаты этой  деятельности, анализировать причины незначительного продвижения в развитии отдельных сторон, организовывать индивидуальные практикумы по закреплению упражнений артикуляционной гимнастики, психогимнастики, автоматизации поставленных звуков в различных речевых заданиях. Особое внимание следует обратить на речь взрослого, на её регулирующую функцию в становлении собственной речи ребенка.

Для родителей с более высоким  уровнем рефлексии в работе со специалистами, наряду с индивидуальными формами работы, полезными будут и групповые  занятия. Наиболее продуктивными формами групповой работы являются: просмотр фрагментов занятий с детьми, тематические консультации, организация детских праздников, родительские конференции, «круглые столы». Также эффективным будет создание родительских клубов с проведением практикумов по обучению артикуляционной гимнастике, словесным играм с детьми по закреплению различных грамматических форм, лексических тем, пальчиковому театру, формированию графических навыков с целью подготовки руки к письму и т.д.

Для порождения речевого высказывания необходимо, чтобы у ребенка был мотив к высказыванию, замысел речи, чтобы было предвосхищение конечного результата речевого действия, планирование высказывания, отбор и выбор лексики, затем грамматическое структурирование, реализация высказывания и, наконец, контроль за речевым действием. Таким образом, при порождений речевого высказывания имеют место языковые операции и речевые действия. При разных нарушениях отмечается недостаточность того или другого компонента либо того и другого одновременно.

Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребенка, затрудняет его общение с окружающими.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Именно поэтому первой и  основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Проект «Город красивой речи» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов в рамках договора № 17-1-005717.

 

Просмотры Всего: 255, сегодня: 1

Comments are closed