Размер шрифта:

A A A

Цвета сайта:

Изображения:

Дополнительно:

Шрифт:

Междустрочный интервал:

Межбуквенный интервал:

17.08.2018
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Где граница между индивидуальными особенностями в развитии и отставанием? Когда у родителей есть повод для беспокойства?

Задержка речевого развития (ЗРР) — очень распространенная патология. Иногда родителям бывает трудно осознать, что их ребенок отстает от своих сверстников. Они, конечно, замечают, что у ребенка бедный словарный запас, он не выговаривает многие буквы и не умеет правильно строить предложения. И все-таки большинство родителей предпочитают подождать с обращением к специалистам, особенно если ребенок – мальчик, считая, что мальчик заговорит позже. На самом деле отличий в формировании речи у мальчиков и девочек нет, разница лишь в том, что у девочек за функцию речи отвечают оба полушария, а у мальчиков одно. И если левое полушарие мозга у мальчика пострадало (гидроцефалия, родовая травма, гипоксия и т.д.), то речь действительно будет развиваться с опозданием.

Правильное развитие речи является важным фактором гармоничного формирования малыша. При нарушении речевого развития коммуникация ребенка ограничена, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера. Если ЗРР вовремя не лечить, то в 4 года психиатр может поставить ребенку уже диагноз — ЗПРР (задержка психоречевого развития). Не потому, что он хочет обидеть родителей, а потому, что у ребенка в четыре года недостаточно развиты — кругозор, логическое мышление, память, неустойчивое внимание. В дальнейшем у такого ребенка возможны нарушения чтения и письма. Перспектива в этом случае неприятная, чаще всего это серьёзные проблемы с обучением или даже обучение в коррекционном классе.

Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом. В это время развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, закладываются личностные особенности.

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо объяснить, что сон, крик, движения отражают уровень развития ЦНС.

Естественным явлениями считается непроизвольная улыбка в 10-14 недель, в 2-3 месяца – улыбка на родное лицо, в 4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.

Если к 6 месяцам ребенок не улыбается, значит, у него могут быть проблемы со зрением. Крик, плач, гуление — это формы врожденные, а не подражательные. Они возникают, как филогенетическая речевая память. Глухие дети могут развиваться аналогичным образом. Наиболее благоприятным для психического развития ребенка считается физический контакт с матерью, привязанность к ней. Их общение можно приравнять к беседе, если давать малышу время на ответ. Для стимуляции голосовых реакций мать наклоняется над малышом, ласково улыбается и через определенные интервалы произносит одни и те же протяжные звуки. Младенец на бессознательном уровне повторяет звуки и движения губ (эхолалия, эхопраксия). Такие действия хорошо получаются у новорожденных. Нарушения развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать малоэмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заражается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страха и аутических форм поведения.

На первом году жизни важны нарушения, связанные с режимом. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди, отлучение от соски и пустышки (до 1 года), прекращение укачивания. Это так называемая сенсорная депривация, т.е. недостаточная удовлетворенность потребностей. Чтобы ребенок своевременно заговорил, он должен ориентироваться на одну речь.

Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение со взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференциирует «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды, массы тела при рождении, степени доношенности и т.д. И если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно, что вся энергия уходит именно на это.

Большинство детей начинают пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2 года 6 месяцев у малыша по-прежнему отсутствует речь, это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в остальном.

С 3 лет речь становится ведущим средством контактов и развития мышления. К 4 годам под влиянием речи усиливается логическое мышление. После 5 лет оно должно в норме развиваться на основе словесных обобщений. До этого времени, если речь в не очень хорошем состоянии, оно не страдает, а позже даже негрубые ее нарушения оказывают отрицательное влияние на развитие мышления. Таким образом, речь ребенка должна быть исправлена раньше этого срока.

Период до 3 лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных условиях малыш растет тревожным, пугливым, пассивным. У него задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет и стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость. Здесь необходимо заметить, что насильственная переориентация ребенка совершенно исключена. В данном случае просто нужно параллельно развивать правую руку.

Факторы риска бывают не только социально-психологическими, но и биологическими: действующими в период внутриутробного развития, родов и первые месяцы после рождения; зависящими от семейной отягощенности речевыми расстройствами; вызванными хроническими заболеваниями родителей, тяжелой беременностью, когда мозг хронически испытывает недостаток кислорода.

С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок всё впервые познает через кожные ощущения. Глаза и уши у него есть, но пользоваться он ими еще не умеет. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающиеся по температуре. Ребенку нужно разрешать трогать абсолютно всё.

Однако самый древний анализатор — обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Таким образом, с помощью обоняния ребенок познает действительность. Это знание связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активируют всю кору головного мозга. Поэтому ее зона, ответственная за обоняние, должна активно стимулироваться.

Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребенок всё берет в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться. Еще один важнейший анализатор — это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии (дистантно), т.е. определяет форму, цвет, размер предметов и их положение в пространстве. В норме ребенок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и явлений и связывает их со словом, тем богаче его лексика. Зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми. С 1,5-2 лет ребенка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.

Слуховой анализатор отвечает за звуко- и словоразличение. Иногда ребенок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и классическую (адаптированную) музыку, и поговорить сам с собой.

С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит. На следующем этапе надо переходить к развитию фонематического слуха.

В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, — это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребенок будет перебирать, перебрасывая мешочек из руки в руку и т.д. Речевая деятельность — это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. С этой целью лучше всего использовать игру как основную деятельность детей.

Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым — он заговорит.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»