Размер шрифта:

A A A

Цвета сайта:

Изображения:

Дополнительно:

Шрифт:

Междустрочный интервал:

Межбуквенный интервал:

19.03.2018
Нежный возраст. Как переживают развод родителей дети младших классов

С восьмилетним Сережкой последние месяцы что-то происходит. Стал хуже учиться в школе. Учитель говорит, он на уроках в облаках витает, и грустный все время. Да и спать по ночам стал плохо, страхи разные появились. Тревожный стал. Еще год назад мог спокойно на все выходные уехать к бабушке. Сейчас плачет, боится остаться без мамы. Вдобавок появились нервные тики, которые и привели обеспокоенную маму и Сережку к психологу.

«Да, с отцом ребёнка мы уже полгода в разводе… Нет, отец не видится с сыном. Первое время приходил, потом все реже, сам не звонит… Серёжа скучает, конечно…»

«Папа очень хороший, только он сильно занят! У него семья новая и очень-очень много работы! Что вы, нет, я не обижаюсь, мой папа лучше всех, но у него нет времени сейчас!», говорит Серёжка, а на глазах уже слезы.

Этот Сережка — собирательный образ, созданный многолетними наблюдениями и многочисленными клиентами.

Сережки, Валерки, Наташки приходят с нервными тиками, снижением успеваемости, агрессивным поведением, страхами, истериками, депрессиями. А объединяет их одно: развод родителей.

Родители своим разводом решают свои взрослые проблемы. Для ребёнка развод родителей — это крах привычного мира.

Наиболее чувствительными оказываются к этим переменам дети младшего школьного возраста.

Дети возраста 7- 10 лет уже хорошо понимают, что такое развод. Им не нужно объяснять, почему так бывает. Они уже видели и в жизни и в кино, как люди расстаются. Они понимают, что Папа и Мама больше не любят друг друга, а значит жить вместе не хотят. Но они по-прежнему верят в чудо и изо всех своих детских сил желают, что бы семья вернулась к прежнему виду.

В первое время дети еще делают попытки помирить родителей. Они вспоминают, что же раньше их объединяло: «Например, когда я получал двойку, они вместе меня ругали». И начинают плохо учиться. Или помнят: «Когда я болел, Папа и Мама вели себя дружно и спокойно», и начинают болеть, много и трудно болеть.

Некоторые думают: «Это все из-за меня. Мама жаловалась Папе, что не справляется со мной, вот Папа и ушёл»

От бессилия и гнева дети могут уйти в агрессивное поведение: начинают грубить близким, провоцировать на драку сверстников.

От страха перед тем, что и Мама может куда-нибудь исчезнуть, начинают цепляться «за юбку», боятся отпустить ее от себя.

Ребёнок-школьник может замкнуться в своих проблемах, отстраниться от друзей и близких, уйти в мир внутренних переживаний.

Часто ребята в этом возрасте испытывают жгучий стыд перед сверстниками и перед учителям за то, что случилось с их семьей, поэтому они не склонны делиться проблемами с окружающими. Внимание маленького ученика настолько захвачено мыслями о семье, что ему становится трудно учиться.

Большую роль на самочувствие младшего школьника имеет и эмоциональное состояние родителей. Если родители в гневе, обиде, депрессии, ребёнок легко к этому подключается и живет теми же негативными чувствами.

Но самое трудное в ситуации развода для ребёнка — это чувство отверженности и ненужности. Когда папа или мама исчезают надолго, дети в силу своей эгоцентричности думают, что так происходит по их собственной вине. Им невозможно понять, что родители заняты своими проблемами. «Я плохой!» — решает ребёнок, «Я не нужен родителям!»

И тогда он начинает впадать в депрессию и неврозы.

Что поможет маленькому школьнику преодолеть эти тяжёлые испытания?

Прежде всего, усиленное внимание и любовь родителей.

Регулярное общение с мамой и папой, выполнение данных родителями обещаний выравнивают эмоциональное состояние ребёнка.

Детям этого возраста важна четкая определенность и надежность, поэтому необходимо не только запланировать по каким дням он может видеться со вторым родителем, но и обязательно это выполнять.

Необходимо поддерживать в этот период ценность его социальной жизни. Кружки, секции, друзья, школа — тот ресурс, который способен поднять настроение и переключить ребёнка с негативных переживаний на радости жизни.

Ребёнок младшего школьного возраста готов говорить, обсуждать, слушать про то, что происходит в его семье. Это тоже большой ресурс к его адаптации. Не следует избегать общения, если ребёнок задаёт вопросы!

Ну и конечно, собственное состояние родителей. Ребёнок не сможет адаптироваться к разводу, пока родители испытывают или открыто демонстрируют трудности своей адаптации к новому положению. Трансляция уверенности и благополучия со стороны родителей делают маленького школьника спокойнее и жизнерадостнее.

Психолог Шапошникова Мария.