Нежный возраст. Как переживают развод родителей дети младших классов

С восьмилетним Сережкой последние месяцы что-то происходит. Стал хуже учиться в школе. Учитель говорит, он на уроках в облаках витает, и грустный все время. Да и спать по ночам стал плохо, страхи разные появились. Тревожный стал. Еще год назад мог спокойно на все выходные уехать к бабушке. Сейчас плачет, боится остаться без мамы. Вдобавок появились нервные тики, которые и привели обеспокоенную маму и Сережку к психологу.

«Да, с отцом ребёнка мы уже полгода в разводе… Нет, отец не видится с сыном. Первое время приходил, потом все реже, сам не звонит… Серёжа скучает, конечно…»

«Папа очень хороший, только он сильно занят! У него семья новая и очень-очень много работы! Что вы, нет, я не обижаюсь, мой папа лучше всех, но у него нет времени сейчас!», говорит Серёжка, а на глазах уже слезы.

Этот Сережка – собирательный образ, созданный многолетними наблюдениями и многочисленными клиентами.

Сережки, Валерки, Наташки приходят с нервными тиками, снижением успеваемости, агрессивным поведением, страхами, истериками, депрессиями. А объединяет их одно: развод родителей.

Родители своим разводом решают свои взрослые проблемы. Для ребёнка развод родителей – это крах привычного мира.

Наиболее чувствительными оказываются к этим переменам дети младшего школьного возраста.

Дети возраста 7- 10 лет уже хорошо понимают, что такое развод. Им не нужно объяснять, почему так бывает. Они уже видели и в жизни и в кино, как люди расстаются. Они понимают, что Папа и Мама больше не любят друг друга, а значит жить вместе не хотят. Но они по-прежнему верят в чудо и изо всех своих детских сил желают, что бы семья вернулась к прежнему виду.

В первое время дети еще делают попытки помирить родителей. Они вспоминают, что же раньше их объединяло: «Например, когда я получал двойку, они вместе меня ругали». И начинают плохо учиться. Или помнят: «Когда я болел, Папа и Мама вели себя дружно и спокойно», и начинают болеть, много и трудно болеть.

Некоторые думают: «Это все из-за меня. Мама жаловалась Папе, что не справляется со мной, вот Папа и ушёл»

От бессилия и гнева дети могут уйти в агрессивное поведение: начинают грубить близким, провоцировать на драку сверстников.

От страха перед тем, что и Мама может куда-нибудь исчезнуть, начинают цепляться «за юбку», боятся отпустить ее от себя.

Ребёнок-школьник может замкнуться в своих проблемах, отстраниться от друзей и близких, уйти в мир внутренних переживаний.

Часто ребята в этом возрасте испытывают жгучий стыд перед сверстниками и перед учителям за то, что случилось с их семьей, поэтому они не склонны делиться проблемами с окружающими. Внимание маленького ученика настолько захвачено мыслями о семье, что ему становится трудно учиться.

Большую роль на самочувствие младшего школьника имеет и эмоциональное состояние родителей. Если родители в гневе, обиде, депрессии, ребёнок легко к этому подключается и живет теми же негативными чувствами.

Но самое трудное в ситуации развода для ребёнка – это чувство отверженности и ненужности. Когда папа или мама исчезают надолго, дети в силу своей эгоцентричности думают, что так происходит по их собственной вине. Им невозможно понять, что родители заняты своими проблемами. «Я плохой!» – решает ребёнок, «Я не нужен родителям!»

И тогда он начинает впадать в депрессию и неврозы.

Что поможет маленькому школьнику преодолеть эти тяжёлые испытания?

Прежде всего, усиленное внимание и любовь родителей.

Регулярное общение с мамой и папой, выполнение данных родителями обещаний выравнивают эмоциональное состояние ребёнка.

Детям этого возраста важна четкая определенность и надежность, поэтому необходимо не только запланировать по каким дням он может видеться со вторым родителем, но и обязательно это выполнять.

Необходимо поддерживать в этот период ценность его социальной жизни. Кружки, секции, друзья, школа – тот ресурс, который способен поднять настроение и переключить ребёнка с негативных переживаний на радости жизни.

Ребёнок младшего школьного возраста готов говорить, обсуждать, слушать про то, что происходит в его семье. Это тоже большой ресурс к его адаптации. Не следует избегать общения, если ребёнок задаёт вопросы!

Ну и конечно, собственное состояние родителей. Ребёнок не сможет адаптироваться к разводу, пока родители испытывают или открыто демонстрируют трудности своей адаптации к новому положению. Трансляция уверенности и благополучия со стороны родителей делают маленького школьника спокойнее и жизнерадостнее.

Психолог Шапошникова Мария

———————————————————–

Напоминаем, что в рамках нашего проекта “С детьми не разводятся” можно получить БЕСПЛАТНУЮ консультацию психолога и юриста!

В проекте для вас работают квалифицированные юристы и психологи, которые помогут, если в вашей семье конфликтная ситуация, развод, проблемы детско-родительских отношений. Все специалисты работают строго конфиденциально, ваша личная информация не будет передана третьим лицам.

Если вы не можете выбрать специалиста, вы также можете получить консультацию сотрудников проекта, мы поможем вам определиться

Регистрация по ссылке:

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSd17a5_40bgc..

После регистрации с вами в течение двух суток свяжется выбранный специалист и договорится о времени и формате проведения консультации.

Социальный проект “С детьми не разводятся” реализуется Пермской региональной общественной организацией по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства “НАСМНОГО” при финансовой поддержке Администрации губернатора Пермского края и информационной и методической поддержке проекта “Крепкая семья” в Пермском крае.

#АдминистрацияГубернатораПК
#насмного59
#крепкаясемья59
#интересное #полезное

Просмотры Всего: 7, сегодня: 1

Comments are closed