Логопедическое обследование проведено в Большой Соснове

6 апреля в рамках проекта «Город красивой речи», наши логопеды посмотрели детишек в Большой Соснове. Родители смогли задать, интересующие их вопросы, и получили рекомендации по возможной самостоятельной корректировке имеющихся нарушений. И на этот раз было много вопросов о том, как можно мамам самим делать с детьми артикуляционную гимнастику. Спрашивали — отвечаем.

Невнятная речь и нечеткое произношение звуков доставляют ребенку немало огорчений; малыш не получает радости. удовлетворения от общения, так как окружающие его не понимают. Родители, как правило, особо не беспокоятся. «Подрастет – выровняется, – думают они. Нечеткое произношение не только мешает общению, но и может привести к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него не вырабатывается фонематический слух, а в школе могут возникнуть серьезные проблемы с чтением и письмом. Такой ребенок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве.
Для вырабатывания полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Выполняется она, сидя или стоя, перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается. Важно, чтобы переход от одного упражнения к другому был плавным. Торопить ребенка, требовать немедленного выполнения того или иного упражнения нельзя. Выполнять упражнения нужно ежедневно, продолжительность занятий от 10 до 15 минут.
«Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы (про себя произнести звук « и »). Удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.
«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. В более старшем возрасте счет можно продолжить до 10.
Чередование вышеописанных «Улыбки» и «Трубочки».
«Заборчик». Верхняя челюсть стоит на нижней, губы растянуты в улыбке.
«Болтушка». Движения языком вперед – назад.
«Часики». Движения языком вправо – влево.
«Качели». Движения языком вверх – вниз.
«Лопатка». Широкий, расслабленный язык лежит на
нижней губе.
«Иголочка». Язык узкий, напряженный.
Чередование вышеописанных «Лопатки» и «Иголочки».
В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Постоянная тренировка мышц речевого аппарата вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах, определяющих развитие речи ребенка.
«Силач». Предложите ребенку напряженным кончиком языка прижать к верхней губе ватную палочку. Важно сохранять эту позицию не менее 5 секунд и при последующих попытках тянуться языком ближе к носу. А если вашему малышу удается язычком в таком положении удерживать предметы потяжелее, например, счетную палочку или карандаш, тогда он, несомненно, настоящий силач!
Упражнение помогают освоить артикуляцию звука „Л“, когда напряженный кончик языка прижимается к основанию верхних зубов.
Дыхательные упражнения способствуют формированию правильного произношения и выработке четкости речи.
Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют
энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.
«Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт). «Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.
«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Плечи при вдохе не поднимать!
Для закрепления навыков работы органов артикуляции, правильного и четкого произношения звуков, слов можно использовать чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, коротенькие стишки и загадки.

Просмотры Всего: 12, сегодня: 1

Comments are closed