Диагностика детей в селе Юрла

27 июля состоялось обследование детей логопедом -дефектологом и психологом. 25 ребят прошли диагностику, специалисты ответили на вопросы родителей. Особое внимание мы бы хотели обратить еще раз на то, что основную работу с речью проводят именно сами родители, и тут на помощь приходят чистоговорки и скороговорки.

Состояние звуковой стороны речи и фонематическое восприятие имеют большое значение для успешного овладения языком. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы.

Необходимо развивать фонематический слух детям, особенно тем, у кого имеются речевые проблемы. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Когда фонематический слух развивается в должной мере, ребенок начинает слышать себя, свою речь, пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Часто в речи детей встречаются замены звуков, сходных по артикуляции или близких по звучанию. Замены звуков могут быть в группах свистящих – шипящих (с-ш, з-ж ; вместо «шапка»- «сапка»), звонких – глухих (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с; вместо «жираф»- «шираф»), сонорных (р-л; вместо «ручка»-«лучка»), мягких -твердых (са-ся, ла-ля; вместо «сядем»-«садем»). Подобные ошибки в устной речи могут привести к ошибкам на письме.

Предлагаемые чистоговорки помогут привлечь внимание ребенка к смешиваемым звукам. Повторять эти чистоговорки полезно, если ребенок может правильно произносить звуки, но иногда путает их. Если же есть нарушения звукопроизношения, то необходимо обратиться к логопеду.

Чистоговорки следует повторять громко, четко, ритмично, выделяя изучаемый звук.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса). Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису). Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы). Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля). Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле). Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию скороговорок, ребенок должен её запомнить. Темп произнесения убыстряется постепенно.
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
От топота копыт пыль по полю летит.
Восьмой кол вбили в частокол.
Топали да топали, дотопали до тополя.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
В один, Клим, клин колоти.
Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
Жутко жуку жить на суку.
Ежу на ужин жук нужен.
У ужа ужата, у ежа – ежата.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
По двору, по подворью в добром здоровье.
У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
На кочке квочка, квочка на кочке.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

Просмотры Всего: 9, сегодня: 1

Comments are closed