ЧТО ТАКОЕ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ? ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике. Специалисты обращают внимание родителей, на то, что ЗРР у детей – очень опасная вещь. Она может повлиять на общее психическое формирование и развитие межличностных отношений ребенка. Немало важным является тот факт, что речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций.

В последнее время число детей с различной речевой патологией значительно увеличилось. Все чаще стали выявляться мало или неговорящие дети раннего возраста с ЗРР. Изучением речевой патологии и оказанием помощи занимаются логопеды, психологи, лингвисты, врачи различных специальностей. При этом каждый рассматривает проблему с точки зрения своей специальности, и использует, для описания речевых расстройств, классификации, принятые в их профессиональной отрасли.

Диагноз ЗРР ставится детям только на основании комплексного обследования невропатологом, психологом и логопедом. Ставится он тем детям,  у которых к этому возрасту 3-х лет не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психо-речевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, и крайне редко задают вопросы.

Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:

  1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

1) афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата;

2) брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи;

3) тахилалия (или тахифразия) – патологически ускоренный темп речи;

4) заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;

5) дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;

6) ринолалия (гнусавость) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;

7) дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

  1. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:

1) алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка;

2) афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга;

3) дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение письма;

4) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

Если рассматривать речевые нарушения с точки зрения этиологии в классификации, которую предложил Л.О. Бадалян, выделяют следующие группы:

  1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы: Алалия. 2. Афазия. 3. Дизартрия. 4. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС: заикание, мутизм и сурдомутизм.
  2. Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата: механическая дислалия, ринолалия.
  3. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Л.О. Бадалян рекомендует до 3 летнего возраста речевые нарушения у детей обозначать термином «задержка речевого развития». В логопедии в 1969 году С.С. Ляпидевский ввел термин ЗРР и рекомендовал его использовать для детей до трех летнего возраста с речевыми нарушениями.

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие условное, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. ЗРР употребляется для обозначения атипичного развития речи, носит временный характер и ликвидируется при применении специально разработанных методик.

Задержка речевого развития у детей формируется, если:

  • С ребенком не говорят или же по невнятным звукам определяют, что ему нужно. В подобном случае речь не развивается, так как у ребенка нет в ней объективной необходимости
  • Травмы, заболевания и поражения головного мозга. Также причиной развития задержки речевого развития у детей могут стать инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни
  • У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других

О задержке психо-речевого развития могут свидетельствовать:

  • Младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного «м-м-м»
  • 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем
  • В возрасте 1,5 лет дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.
  • 1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: «открой рот», «возьми ложку»
  • 2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз
  • к 4-м годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно

Первым, к кому следует обратиться, если вы заподозрили задержку речевого развития у детей – это детский психолог. Будьте внимательны к своему чаду и помните, что перестраховаться и обратиться к специалисту при малейшем подозрении на ЗРР – это правильный и ответственный шаг любящих и внимательных родителей.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

Просмотры Всего: 1 076, сегодня: 33

Comments are closed